MoneyMan составил портрет потребителя услуг онлайн-МФО

Сегодня онлайн-кредитование является самым быстрорастущим сегментом отрасли микрофинансирования. Если в первом полугодии 2014 года доля онлайн-МФО составляла 2 % в российском портфеле микрозаймов, то к концу года она достигла 4 %. К концу 2015 года, прогнозируют в MoneyMan, эта цифра может составить уже около 10 %.

Сегодня сервис MoneyMan проанализировал данные о клиентах компании и составил портрет среднестатистического заемщика. Как считают в компании, бизнес модель MoneyMan позволяет экстраполировать результаты данного исследования на весь сегмент онлайн-микрозаймов.

Типичный заемщик онлайн-МФО в России — это мужчина до 30 лет, холостой и без детей, с высшим образованием, занятый в сфере торговли. Его доход составляет в среднем около 30 тысяч рублей в месяц, он также имеет собственное жилье или долю жилья.

Больше займов в онлайн-МФО, в отличие от офлайн-сервисов, с 2014 года получают мужчины (54 % клиентов в 2014-м против 49 % в 2013-м). В 2014 году увеличилось и число заемщиков постарше — в возрасте 41-50 и старше 50 лет (с 15 % в 2013-м до 17 % в 2014-м). Также заемщики онлайн-кредиторов чаще имеют высшее образование по сравнению с клиентами офлайн-компаний: число владельцев дипломов о высшем образовании среди онлайн-заемщиков в 2014 году составляло 46 %. Еще 16 % заемщиков имеют неполное высшее образование.

Число холостяков среди онлайн-заемщиков составляет 44 % против 40 % семейных. 54 % заемщиков не имеют детей, 31 % — воспитывают одного ребенка, 13 % — двоих детей. Значительно меньше стало заемщиков, пребывающих в декретном отпуске, а также студентов и безработных: 2 % в 2014 году против 5 % годом ранее. Наемным трудом занимаются 80 % заемщиков; самозанятость, ИП — 14%. Следует учесть, что и МФО также снижают риски, все чаще отказывая в предоставлении займа тем слоям населения, чей доход нестабилен или не подтвержден.

Все меньше становится заемщиков с доходом более 50 тыс. руб. в месяц: большинство — 75 % клиентов — составляют люди с ежемесячным доходом до 40 тыс. руб., а 33 % клиентов имеют доход 20-30 тысяч рублей.

45 % заемщиков являются владельцами жилья — квартиры или дома. 40 % владеют долей жилья (проживают с родителями). Только 7 % клиентов интернет-сервисов микрозаймов являются арендаторами жилья. Таким образом, большинство заемщиков владеет недвижимостью, что снижает долговую нагрузку и риски невозвратов по займам.

24 % онлайн-заемщиков заняты в сфере торговли, 21% — бюджетники, военные и госслужащие, 13% — водители, строители и разнорабочие, 11% трудятся в сфере услуг. Следует отметить, что за последний год число бюджетников среди клиентов онлайн-МФО выросло более чем на 30 %, что свидетельствует о том, что рынок предпочитает клиентов со стабильным доходом.

Поскольку выдача займа в онлайн-МФО никак не привязана к региону, данные о географии в таких исследованиях являются наиболее репрезентативными и объективными. Среди федеральных округов по числу заемщиков лидирует Центральный — 33 %, за ним следует Приволжский федеральный округ — 17%. Далее Сибирский — 16%; Уральский — 11%; Северо-Западный — 9%; Южный — 7%; Дальневосточный — 3%; Северокавказский — 2% и Крымский ФО — 2%. Более 10 % заемщиков проживают в Москве, 3 % — в Санкт-Петербурге.

Учитывая различия в работе офлайн и онлайн микрофинансовых организаций, портрет клиента таких компаний тоже может отличаться, полагают в MoneyMan.

Сервис MoneyMan — первая компания российского рынка онлайн-кредитования, которая занимает здесь лидерскую позицию с 2012 года. Компания предоставляет услуги дистанционной выдачи микрозаймов в режиме 24/7. Сервис не привязан к месту проживания заемщика и осуществляет выдачу ссуд круглосуточно, в том числе в выходные и праздничные дни. Выдача средств осуществляется путем перевода на банковские карты, виртуальные кошельки или наличными через платежные системы.

За время работы сервис MoneyMan принял и обработал около 1 млн заявок от 50 000 россиян, профинансировав в России, Казахстане и Грузии около 96 тысяч займов на сумму 1 млрд рублей. На российские подразделения компании из этой суммы приходится более 700 млн рублей. По итогам 2014 года средняя сумма займа на сервисе составляет 9 730 рублей.

Подробные данные исследования доступны на сайте компании MonеyMan.

Источник: Компания MoneyMan

Оценить:









/