Запись в 03.12.2018

Заработать на информации: концепция bank2bank

asvfedf 0 - комментарии
Бизнес советник >> Без рубрики >> Заработать на информации: концепция bank2bank

Михаил Свердлов, руководитель дирекции стратегического развития ИТ УБРиР

 

В стандартной схеме все эти вопросы будут решаться исходя из классической деятельности банка — продажи финансовых услуг, но что, если в текущей рыночной ситуации не меньший, а зачастую даже больший доход могут принести нефинансовые и неклассические сервисы для банка? Заинтриговал?

Давайте посмотрим, что банк может предложить на аутсорсинг для коллег по цеху, без потерь для «основного бизнес-процесса» в рамках концепции bank2bank.

Скоринг

Если посмотреть стоимость владения собственной рисковой фабрикой, то цифра выйдет более чем приличная.

Стоимость системы для моделирования — от 2 млн до 20 млн руб. без интеграции плюс 20% ежегодно за техподдержку.

Платформа для рисковой фабрики — от 1 млн до 10 млн руб. без интеграции плюс 20% ежегодно за техподдержку.

Штат экспертов на построение моделей — от 0,5 млн до 2 млн руб. в месяц.

Получение данных из внешний источников — БКИ, сотовые операторы, ЖКХ плюс разработка модулей интеграции для запроса информации и применения их в функционале фабрики. Тут не стоит забывать, что надо заложить 2–3 млн руб. в год на проведение пилотов для понимания значимости и эффекта от применения того или иного источника в модели.

При этом, чтобы отказ составлял не 99%, вам нужно действительно хорошо поработать. Конечно, можно выдавать все подряд, но тогда работы прибавится подразделению взыскания. А с учетом того, что даже МФО сейчас часто превосходят классические банки по качеству рисковых фабрик, то здесь есть о чем задуматься.

Можно ли отдать этот бизнес-процесс на аутсорсинг? Да.

Можно ли предоставить этот сервис рынку? Да. Возникнут вопросы по персональным данным, но тут все решат пара договоров — и на выходе полный win-win.

Служба безопасности

Насколько выгодно держать целую службу, если у вас проходят десятки заявок от юрлиц или сотня от физлиц? Делаем шлюз с большим банком, отправляем ему на проверку, получаем результат. Главное, можно установить KPI, чтобы ваш партнер отвечал не только за SLA, но и за качество проверки.

Офисы продаж

Модель агентских продаж известна миру давно. Последние три-четыре года появились крупные агрегаторы заявок, получающие заявки на кредит в точке продаж, например в турагентстве, и рассылкой сразу в два-пять-семь банков. «Кто первый встал, того и тапки». А теперь представьте себе, что вы исключаете из своих статей затрат все расходы, связанные с содержанием точек продаж, и продаете свои продукты, например, во всех офисах Сбербанка, «Почты России».

Взыскание

Схема с взысканием будет находиться между кейсом со скорингом, СБ и колл-центром.

Компетенцию по взысканию можно выращивать внутри компании, отдавать коллекторскому агентству или в другой банк. Понятно, что для каждого уровня просрочки требуются свои меры и методы, но большую часть точно будет эффективнее отдавать в другой банк. Хотя, если у вас мало работы у подразделения взыскания, то у вас и так все должно быть хорошо.

Колл-центр

Все крупные компании пользуются аутсорсинговыми центрами для балансировки нагрузки. Вопрос только в том, что обращаться в многофункциональный аутсорсинговый контакт-центр, который продает все — от кредитов до стиральных порошков, не самый оптимальный способ. Конверсия в продажи и время обслуживания будут точно не самыми эффективными.

Если вы сторонник концепции обслуживания Zappos, то точно надо все делать inhouse, но если нет, то правильнее будет отдать этот бизнес-процесс в колл-центр внутри банковского круга. А если у вас большой контакт-центр, много передовых программных решений, то брать задачи извне намного лучше, чем увольнять сотрудников, так как капитальные затраты и расходы на обучение и адаптацию никто не отменял.

Инкассация

Если вы не содержите своей службы инкассации, то, скорее всего, пользуетесь услугами крупных игроков рынка внешней инкассации. С другой стороны, намного эффективнее может оказаться аутсорсинг инкассации у другого банка, особенно если у вас с ним объединенная сеть банкоматов.

Разработка

Вопрос уже проверялся десятками компаний. Кто-то выводил разработку в отдельную компанию и заказывал в дальнейшем у нее всю разработку, кто-то уходил на работу с чистыми неаффилированными аутсорсерами. Решать вам. Точно могу сказать, что развивать свои компетенции в узкоспециализированных системах стоит очень немало, и зачастую по нишевым системам можно договориться с коллегами по цеху, а если уже разработали, то найти коллег, которым это уже в тягость.

Что еще можно отдавать или брать на аутсорсинг?

Например, лидогенерацию, процессинг, межбанковские переводы и еще добрый пяток других бизнес-процессов.

Часть этих услуг не требует никакой интеграции и может быть регламентирована в рамках обычных договоров, часть требует небольшой интеграции, по большей части в рамках канала передачи данных. Одно точно: предоставляющая сервис сторона получает хороший денежный поток, получающая — экономит существенные деньги из своего бюджета, при этом платит только за результат.

«Это космос, детка!»

Если все это кажется вам космосом, то, например, Связной-банк начинал только со своей сети офисов и салонов, все остальное было выведено в партнерский банк, у Roketbank есть только интернет-банк, который полностью зависим от партнерского банка.

«Уралсиб» развивает очень интересный кейс, предоставляя партнерам свои мощности. Банк развивает новое направление деятельности в формате «банк для банков».

Эксперты «Уралсиба» считают, что экономия партнеров может составить до 30% по сравнению с использованием собственных мощностей. Тут я бы, конечно, не идеализировал, но до 10–15% можно выжать из каждого из этих каналов.

Суть в том, что в течение года «Уралсиб» расширит спонсорские услуги в части процессинга и проведения расчетов, а также предложит банкам-партнерам на условиях аутсорсинга ряд сервисов: инкассацию денежной наличности, межбанковские расчеты, банкнотные сделки, услуги цифрового и мобильного банкинга. Подробнее тут.

Читайте в ближайшее время:

  • Взаимодействие с ритейлом на основе внутренних данных (bank2retail)
  • Внешние данные как драйвер развития банковского бизнеса

Читайте также:

Заработать на информации: монетизация внутренних данных о клиенте

Оригинал статьи

Оценить:



13



2

Связанная запись

Тяжелее всего научить человека клиентоориентированности и грамотности

Банковский сервис — довольной сложный и разнообразный: и чистота в офисе, и скорость обработки платежа,…

The Financial Times: Бонусные реформы попали в поле зрения Совета по финансовой стабильности

По данным The Financial Times, Совет по финансовой стабильности (Financial Stability Board, FSB), созданный странами…

Криптоплатформа ShapeShift вводит обязательную регистрацию пользователей

Популярная платформа по моментальному обмену биткоина и других криптовалют ShapeShift объявила о запуске программы членства…