Именно «болтун», «кляузник», «жалобщик» – таких сотрудников можно именовать по-разному – владеет подробной информацией. И готов по первому зову сообщать ее высокому руководству. Хотя его и просить об этом не нужно – охотно делится сам. Но всегда ли эта информация отражает истинное положение дел в организации?
Давайте обсудим несколько случаев, которые произошли в разных по формату и масштабу фирмах.
Первый случай имел место в розничной сети, когда менеджер среднего звена буквально проложил себе путь в «топы» методичным информированием акционеров относительно работы своего руководителя. Нужно ли говорить, что информация всегда подавалась однобоко: подробно описывались нарушения, ошибки, допускаемые в работе. А успехи и достижения проходили незамеченными. Хватило нескольких месяцев, чтобы было принято решение о смене руководителя. Кресло, конечно же, получил расторопный и «лояльный» претендент на должность. Только вот ошибки остались те же самые.
Второй случай такой активности и стремления быть «ближе к телу» путем донесения самых свежих новостей и обсуждений ошибок коллег можно было наблюдать у топ-менеджера совсем другой организации. Это был давний сотрудник компании, преданный, надежный и болеющий за фирму. Только вот лояльность выражалась в противоборстве с новичками, в выявлении нарушений в их работе и незамедлительном информировании об этом начальства. Благая, в общем-то, цель – если бы наряду с этим новичкам оказывалась поддержка и подсказывались пути решения проблем.
Обратите внимание, в обоих случаях описаны ситуации, когда в роли информатора выступают руководители, имеющие в подчинении сотрудников, сделавшие карьеру и обладающие лидерскими качествами. Даже они не удерживаются от соблазна передавать необъективную информацию, скрывать успехи коллег и выставлять напоказ неудачи и казусы.
Что же говорить о рядовом персонале – среди линейных сотрудников кляузничество можно встретить еще чаще.
На мой взгляд, их действиями движет желание быть замеченными и услышанными. Особенно если рядом есть успешные коллеги. Кто-то считает недооцененным свой вклад в общий результат. Кто-то жаждет быстрой карьеры. Кого-то терзает зависть.
Избежать появления доносчиков в коллективе можно. Для этого нужно поддерживать связь со всеми сотрудниками. Это могут быть общие собрания, интернет-сайт, горячая линия – электронная почта или телефонная связь, корпоративная газета или доска информации. Нельзя оставлять без внимания вопросы персонала, идеи и предложения.
Кроме того, жалобщиков можно использовать как агентов положительного влияния. Они очень активны, ведь сбор слухов и наблюдения за коллегами составляют значительную часть их рабочего времени. И если поручить им распространение информации, например об изменениях, которые ожидают организацию, а еще и назначить доверенными лицами – они будут очень беречь это доверие и подробно рассказывать новости, собирать возражения. И смогут максимально точно передать атмосферу в коллективе. С их помощью можно управлять слухами, тестировать новые идеи. Именно они будут собирать мнения и оперативно доносить до руководства. Но важно уметь отделять «зерна от плевел» и не принимать на веру каждое слово даже самого лояльного информатора.